Вероятно, название этой психологической услуги не совсем точно. Может быть, по сути – это «Психологический портрет семьи» , или «Карта внутрисемейного взаимодействия», или еще как нибудь можно назвать…
Но слово «диагностика» справедливо, т.к. используются методы психологической диагностики: первичное интервью, наблюдение, проективные тесты.
На первичном интервью (первая встреча) как правило, один или оба родителя заявляют о волнующей проблеме. Часто это проблемы отношений. Если трудности касаются только отношений между взрослыми, то как правило, до второго этапа диагностики семьи – наблюдения – дело не доходит. Если проблемы касаются отношений с ребенком, или детьми, тогда наблюдение необходимо.
Метод наблюдения основывается на определенной теоретической гипотезе, заключается в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения участников внутрисемейного взаимодействия.
При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
В литературе по психотерапии, детской психологии, социальной педагогике для более эффективной работы с семьей, с детьми рекомендуют специалисту изучать окружение ребенка, и наблюдать ребенка дома, в привычной обстановке. Мои коллеги в Италии практикуют такой метод , но правда в том, что не всегда страховка покрывает исследование. У нас возможен такой метод только приватно.
Во время консультирования в кабинете у психолога некоторые очень важные вещи бывают недоступны, в силу разных причин. Например, что- то покажется родителю совсем неважным, но это может очень сильно влиять на ребенка. И психолог не знает об этом, пока сам не заметит в доме у клиента. Это может быть предмет искусства , например карнавальная маска, которая ребенку навевает страшные сны , или игрушка, которую ребенок ассоциирует с чем то нехорошим. Причиной психологического дискомфорта может быть неправильное взаимодействие между членами семьи, или неправильное истолкование того или иного поведения ребенка. Психолог замечает способы коммуникации в семье, сопоставляет ту информацию, которую получил от родителей в первую встречу, и ту информацию,что сам наблюдает.
После того, как прошло наблюдение (может записываться в блокнот, или на камеру), на заключительной встрече дается портрет взаимоотношений в семье, или анализ той проблемы, с которой обратились клиенты ,а затем, совместно с родителями , психолог рассматривает возможные способы разрешения этих трудностей.
Согласно этического кодекса психотерапевтов (Страсбургская декларация 1990г), информация, полученная в результате психологической работы, не разглашается.