Психическое здоровье ребенка
Когда плохо самому – тяжело, и ищешь понимания и поддержки. Когда плохо ребенку – тяжело вдвойне – чувство беспомощности, вины, растерянности. Но, тем не менее, для ребенка Вы, взрослый – опора.
В детской терапии я пытаюсь быть проводником между родителями и ребенком. Даю возможность родителям почувствовать свое дитя и самим научиться помогать ему. Важнее и дороже Вас, у Ребенка нет никого.
Поэтому, хотите помочь ребенку – готовьтесь работать над собой. Как правило, проблемы ребенка – это проблемы семьи. Поэтому детская терапия тесно связана с семейной терапией.
Если проблемы с поведением и психическим состоянием ребенка до 5 лет – то требуется работа в основном, с мамой и папой.
На первой встрече или по телефону определяюсь с границами своих возможностей как психотерапевта. Если случай вне моей компетенции или требует еще и врачебного сопровождения (психиатр, невропатолог и т.д.), я сообщаю об этом.
Обращайте внимание как ребенок идет на контакт с психологом. Если ему не нравится – не настаивайте, лучше найти другого специалиста, или дать время ребенку адаптироваться.
Психолог «прорабатывает» проблему, а точнее ее причины глубоко, на это нужно время, и относительно стабильное состояние ребенка. В острых состояниях, требующих медицинской помощи, обращаться нужно только к врачу.
Огромным плюсом в детской и подростковой терапии является то, что психика ребенка интенсивно развивается, и позитивные изменения наступают гораздо быстрее, чем у взрослых.
В зависимости от характера, уровня, актуальности заявленной проблемы, терапия может проходить в нескольких форматах:
1. психокоррекционная работа с ребенком отдельно 1-3 раза в неделю, и 1 раз в мес. с родителями (или родители проходят курс групповой терапии – 4 раза в год по 2 дня);
2. психотерапия только с ребенком (как правило, старший подросток);
3. Психологическая консультация “1 день в семье”. Психолог, как правило, в выходной день посещает семью на дому с самого утра и до вечера. Оставаясь “в тени”, проводит наблюдение. Затем, в кабинете у психолога вместе с родителями прорабатывают материал. Некоторым семьям этого бывает достаточно для дальнейшего нормального функционирования. Особенности: важно не готовиться к встрече с психологом как к гостям – чем естественнее будет ситуация в семье, тем полезнее консультация. (особенно подходит, когда ребенку до 5 лет).
«Трудные» подростки
Большинство из нас при словосочетании «трудный» подросток вспомнит о том, как трудно наладить отношения с подростком, в чем то переубедить, да что, там говорить, и жить тяжело. И все же ему, подростку труднее! И именно этот смысл я вкладываю в такое распространенное понятие.
Каждый ребенок проживает определенные стадии своего развития. Это означает, что в течение какого -то времени научается, накапливает изменения, потом кризис (возрастной), и переходит в следующую возрастную фазу. Но это слишком схематично. В жизни каждый ребенок индивидуально проживает ту или иную стадию. Кто- то более, кто- то менее болезненно. Каким образом Ваш ребенок пройдет кризисы, зависит от ближайшего окружения, наследственных факторов, ситуации в семье, обществе.
Типичные проблемы таких обращений – отклоняющееся поведение, т.е. употребления психоактивных веществ, зависимость от компьютера, воровство, уходы из дому, немотивированная агрессия. В каждом из таких случаев нужно разбираться отдельно. Например, химические виды зависимости лечатся у нарколога.
Очень часто, если нет органических патологий, такое поведение связано с протестом против родителей.
Родители «трудных» подростков, как правило, обращаются к специалистам, когда сами чувствуют абсолютную беспомощность, провал, и сами не могут справиться. Поэтому работа происходит и с родителями.
Add Comment